Игорь Иванович Рогов


Известный политический
деятель РК
Заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы

С 1990 года работал в аппарате президента, с 1992-го – заместитель председателя в Конституционном суде. Затем в карьере Игоря Рогова – кресла помощника и советника президента. С 2000 по 2002 год Игорь Иванович занимал пост министра юстиции РК.
Верх карьеры – пост председателя Конституционного совета, который Игорь Рогов занимал с июня 2004 года по 2017 год.
Кавалер нескольких орденов и президент Казахстанской криминологической ассоциации.
Владеет тремя языками – русским, казахским и немецким.

– Давайте перенесемся на 20 лет назад и вспомним, как политический истеблишмент воспринял предложение о переносе столицы?

– По-разному. В основном, конечно, была поддержка. Я помню ту дискуссию в Верховном Совете, когда обсуждался этот вопрос. Это было 6 июля, депутаты высказывали самые разные точки зрения.

Историческое решение о переносе столицы из Алматы в Акмолу было принято Верховным советом Республики Казахстан 6 июля 1994 года.
Выступивший тогда перед депутатами на парламентской сессии Глава государства Нурсултан Назарбаев пояснил необходимость переноса столицы из Алматы в Акмолу и отметил выбор расположения столицы по 32 критериям. После бурного обсуждения депутаты поняли, что в вопросах государственных дел и переноса столицы не может быть места личным интересам, и проявили решительность. В итоге было принято решение поддержать инициативу Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева о переносе столицы государства в Акмолу. Вот так было принято историческое решение в жизни нашей страны.

И когда было принято решение, я не думаю, что этот аргумент был решающим, но он как-то снял напряжение всеобщее, когда кто-то из депутатов сказал: «Слушайте, сегодня день рождения нашего президента, давайте сделаем ему подарок, примем это решение». Все расхохотались, и решение было принято. В разговорах потом, в кулуарах, многие высказывались: «Да, мы приняли решение, на это уйдет не один десяток лет, видимо, это будет не скоро». Далеко не все предполагали, что это будет достаточно скоро, и решительные действия, предпринятые Главой государства и всей его командой, они сделали невозможное возможным. В свое время я где-то прочитал в литературе, был такой лозунг у движения левых в 68-м году: «Будем реалистами, будем требовать невозможного!» Так вот, наш президент – он реалист, но он не требовал невозможного. Он сделал невозможное. И, наверное, Казахстан – это как раз страна реалистов, которые умеют делать невозможное. И это невозможное мы сегодня видим, оно реализовалось.

– Какие риски тогда рассматривались прежде всего?

– В первую очередь, конечно, финансовые. Хватит ли денег, хватит ли средств, какие последствия повлекут, где размещать людей. И бытовые, и экономические, финансовые. Просто подняться и поехать тоже было довольно непросто. Конечно, приехать в Акмолу, поселиться в общежитиях, гостиницах в эту первую зиму – наверное, это был очень мощный мотивационный механизм. Почему это получилось? Я думаю, здесь во многом сыграл личностный фактор нашего Главы государства. Наверное, при других обстоятельствах, при отсутствии не только объективных факторов, которые были использованы, но вот этого личностного фактора, наверное, не получилось бы. А сегодня мы видим, что он не просто жемчужина степи – красивый, великолепный город, но это еще и город – центр культурный, политический, экономический, если хотите – идеологический.

Астана – это город, устремленный в будущее, это как бы рывок, как Высоцкий говорил, вперед и вверх. Это про Астану сказано. Смотрите, пик «Хан Шатыра», «Байтерек». Просто посмотреть на панораму нашего города, нашей столицы – это видно, что это символ всего нашего Казахстана, нашей страны, устремленный в будущее. Как это получилось, как это гениально сделано, и при этом не отрываясь от своих национальных черт, особенностей, культуры. Я вот вспоминаю первые годы 98-99, настроение бывших алматинцев, которые переехали… Как-то прогуливался в парке городском, присел на берегу Ишима на скамейку – и смотрю, там кто-то, в отчаянии, видимо, было написано: «Алматы, как я скучаю по тебе!» Я рассмеялся… Сейчас таких надписей вы не найдете. Конечно, мы любим Алматы, мы алматинцы, мы ценим этот город, но сейчас Астана – это центр притяжения интеллектуальных сил, экономических и прочих. Так что здесь мы видим этот феномен – пробуждение народа, придание какого-то особого смысла, и это сакральность. Этот термин часто стали употреблять – и, я думаю, не без оснований. Применительно именно к тому, что Астана – это центр Евразии.

– Скажите, когда только столица переехала, сложности с которыми вы тогда столкнулись, - это прежде всего холод. Какие были еще сложности тогда?

– Про холод – это особая история. Как алматинцы пугали друг друга этим холодом! Сидели мы на одной из госдач в Алматы, писали Кодекс, УК, УПК. Вдруг звонит мой коллега, заместитель министра внутренних дел, и говорит: «Игорь Иванович, мы здесь нашли со скидкой, покупаем спальные мешки, такие мощные. Можно на льду, на снегу уснуть – и все будет нормально». Я говорю: «Я не охотник, мне не нужно». «Какая охота, - говорит, - ты представляешь, там такая холодрыга, едешь в машине – и прямо в центре города, все, достаешь спальник и…» Я говорю: «Если мне суждено замерзнуть в машине, то я не буду брать этот спальник принципиально». Потом, когда приехали, увидели, что слухи явно преувеличены. Самое интересное, что сейчас, по-моему, и теплее стало значительно.

– В мировом сообществе насколько быстро молодой столице удалось набрать вес, политический имеется в виду?

– Тоже достаточно быстро это все было воспринято. Буквально за год, полгода до передислокации ко мне (я тогда в Конституционном суде работал) пришла группа, по-моему, австрийского телевидения, и они снимали фильм о новых столицах. Говорят: «Мы были в Анкаре, мы были в Бразилии и вот снимаем у вас». Тоже они подсчитывали затраты и прочее, прочее. Но уже тогда они воспринимали, даже еще переезда не было, благожелательно, и что в этом есть смысл, они говорят. Достаточно такой и политический, и экономический, и психологический. А что говорить, если на следующий год уже, если память мне не изменяет, после презентации Астаны ЮНЕСКО признает Астану городом мира.

Фотографии Игоря Бургандинова

Уже через год после основания Астаны организация ЮНЕСКО присвоила ей звание «Город мира», что означает, что здесь мирно существуют представители самых разных национальностей и религий.
«Город мира» – не просто красивый эпитет. В дипломе ЮНЕСКО, сопровождающем медаль этой международной организации, отмечено, что этого звания город удостоен в знак признания его выдающегося вклада в восстановление надежды, укрепление солидарности и консолидации культуры мира в повседневной жизни. Если посмотреть на хроники Астаны, то становится понятно – столь высокий статус получен вполне заслуженно.

А если перечислять все международные мероприятия, которые здесь были, – и ЭКСПО, и Зимняя Азиада, и саммит ОБСЕ, и регулярно проводятся конференции по религиозным всем делам… А если самое последнее брать по времени, так и называется – Астанинский процесс разрешения Сирийского вопроса. И причем это не потому, что его кто-то навязывал, сами стороны выбирают Астану. Астана – как центр миротворческий, как центр, где могут найти общий язык противоборствующие стороны. Это уже само по себе говорит о международном признании.

– Астана сейчас центр Евразии, причем не только географический. Это центр решения политических вопросов, экономических, религиозных. Какие основные факторы на это повлияли?

– Я полагаю, что это, в первую очередь, авторитет самого государства Казахстан, не просто столицы той или иной страны. Это авторитет страны, которая позиционирует себя как успешное государство, государство состоявшееся. На руинах СССР не только выстояло, но и стало одним из лидеров Евразийского региона. И, конечно, роль лидера этого государства, страны Нурсултана Абишевича Назарбаева, его личный авторитет, все это как бы сливается в едином таком смешении и дает вот такой кумулятивный эффект. Что Астана символизирует Казахстан, устремленный в будущее Казахстан, а Казахстан – это Нурсултан Назарбаев. И народ Казахстана – это та движущая сила, та, наверное, энергия, которая позволяет говорить об успешности этого проекта и всех других.

– Для любого города, чтобы у него появилась своя отличительная харизма, у столицы, прежде всего, чтобы появилась своя культура, должно пройти время. 20 лет – это совсем немного. Есть у этого города уже какая-то своя философия?

– Если говорить о философии, то я бы, наверное, несколько моментов отметил. Во-первых, это город дружелюбия, чувствуется, знаете, такая энергия теплоты, отзывчивости у жителей. Причем это не только мои личные ощущения, но это и рассказы моих коллег, друзей, которые сюда приезжают. Мне доводилось в силу своей работы встречаться со многими дипломатическими представителями, и они говорят – это один из немногих городов, где можно спокойно гулять вечером по улицам, по набережной ишимской. Но в Астане чувствуется еще и такой динамизм и… популярное это слово – креативность, но другого я сейчас подобрать не могу. Здесь собираются люди, которые творческие, которые могут мыслить, делать. Вот это ощущение все больше и больше присутствует в Астане. И эти импульсы в первую очередь задает наш Лидер. Посмотрите – Назарбаев Университет и первое научное учебное заведение, которое было создано в Астане, - это ЕНУ им. Гумилева.

Назарбаев Университет в Астане был создан в 2009 году. За этот срок вуз зарекомендовал себя как элитное учебное заведение, сочетающее самобытные традиции с современной системой обучения и лучшей образовательной моделью. Это подтверждается как все возрастающим числом абитуриентов и студентов, так и высоким уровнем знаний выпускников. Соответствие всем международным стандартам обучения способствует выходу образовательной системы Казахстана на мировой уровень. На сегодняшний день Назарбаев Университет сумел стать средоточием научно-исследовательской деятельности республики.

Назарбаев Университет преследует высокую миссию: создать эталонную образовательную модель, служащую образцом для всех высших учебных заведений страны. Это первый вуз Казахстана, работающий по принципам академической свободы и автономии. Основная цель деятельности университета заключается в подготовке специалистов, которые впоследствии внесут свой вклад в развитие и процветание государства. Это становится возможным благодаря следованию мировым стандартам качества обучения, внимательному изучению международного опыта и внедрению инновационных разработок в образовательный процесс.

– Астана уже состоялась как центр Евразии, давайте теперь помечтаем. Как вы себе представляете развитие этих тенденций через 30-50 лет?

– Я думаю, это движение будет не только продолжаться, но и наращивать, так сказать, свою силу, обороты. Астана, на мой взгляд, будет продолжать стремление стать центром… Первоначально – евразийского пространства в современном понимании. Нам нужно создавать идеологию евразийства в географическом прежде всего понимании. Т.е. народы, которые населяют этот материк, они должны рано или поздно стать евразийцами. Один из таких примеров хочу привести. Допустим, то же понимание прав человека. Есть Европейская Хартия прав человека, есть Европейский суд по правам человека, есть так называемые европейские ценности. Вот, например, есть для арабских стран Хартия понимания прав человека. Сейчас активно обсуждается вопрос о создании азиатского суда по правам человека и подписание азиатской хартии по правам человека. Я думаю, мы не должны идти по такому раздроблению. Мы – это один материк евразийский. Наверное, можно найти этот консенсус и собрать его воедино. Все мы люди, и должно быть какое-то единое понимание. Мне кажется, что Астана может стать – и она, по сути, осуществляет эти движения, как магнит, как центр, которая стягивала бы в себя различные идеологические школы, понимания, в том числе, в гуманитарной сфере. Я думаю, что именно Астане это уготовано, и этот процесс будет продолжаться. Тенденция, мне кажется, такова, что если Казахстан будет дальше наращивать свой потенциал именно как евразийского лидера, а для нашей страны есть все основания на это надеяться, то я думаю, что Астана станет центром уже всей Евразии.

...